(Типичный образчик пропаганды "Великого Рима")
В продолжении разговора об Итальянском фашизме, который начат здесь и здесь. Сегодня затрону тему целей фашисткой партии.
Говоря
об истинных целях переворота Муссолини можно выделить объективные цели (цели,
которые поддержал господствующий класс) и субъективные цели (цели, которые
преследовали руководители партии и её идеологи).
Объективными
целями были:
1.
Подавление революционного движения. Разгром социалистической и коммунистической
партии, профсоюзов и демократических организаций представляющих интересы
пролетариата.
2.
Сохранение социального строя и господствующего класса: монархии, аристократии,
буржуазии
3.
Новое идеологическое обоснование господства буржуазного класса.
4.
Усиление власти государства защищающего и продвигающего интересы частной
собственности и крупного капитала.
5.
Ликвидация демократических элементов в государстве.
6.
Укрепление армии. Защита её интересов.
Субъективными
целями были:
1.
Захват государственной власти.
2.
Воссоздание величия Италии по Римскому образцу
3.
Построение общества на началах корпоративизма.
4.
Желание встать над господствующим классом – стать новой элитой.
Если
говорить о декларируемых целях, то необходимо обратится к программным
документам «Союза борьбы», а также к Программе Национальной фашисткой партии.
На
первом этапе – в период функционирования «Союза борьбы», как отмечает
исследователь фашизма Бурдерон, программа фашистов носила крайний эклектичный
характер[1]. В
ней были смешаны требования националистов и социалистов. Так требования «Национальной внешней политики,
основанной на понимании величия итальянской нации в мире в мирном соревновании»[2],
тонули в чисто социалистических требованиях ведения 8 часового рабочего дня,
всеобщего избирательного права, секвестра военных прибылей и даже создания на
предприятиях советов рабочих. Однако с данной программой на выборах 1919 года
фашисты потерпели сокрушительное поражение, набрав всего 4700 голосов[3].
Следующим
и более серьезным этапом принятие программы Национальной фашисткой партии, из
которой теперь были исключены многие социалистические требования. Однако и она была достаточно эклектичной для
того, чтобы фактически любой представитель социального слоя или класса мог
найти там положения отвечающее его интересам. Склейка этих требований
производилась путём призывов к служению Величию Италии и нации. В программе
были переосмыслены институты государства, нации, армии и внешней политики.
Государство объявлялось «юридическим оформлением Нации»[4], и
общие интересы государства стояли неизмеримо выше частных. Государство должно быть сильным и
централизованным. «Только сильное государство дает силы к движению к величайшим
свершениям нации»[5]
Нация объявлялась «вечной реальностью» и высшей ценностью[6]. Италия, как «бастион латинской культуры»
получала право на империалистические захваты и расширение своего влияния до
уровня Римской империи. Обеспечить интересы и притязания нации и государства
должны были вооруженные силы. В программе 1921 года открыто провозглашается
милитаризация всей страны. Во внутренней политике доминируют популистские
лозунги. В основном для привлечения новых членов в партию, например «наделение
землей ветеранов Первой мировой войны»[7]
или «Землю тем, кто её обрабатывает!»[8].
Всё это спокойно соседствовали с антидемократическими и антисоциалистическими
целями, например урезание функций парламента и защита частной собственности.
«Преодолению» классовой борьбы должна была послужить политика корпоративизма.
Общество должно было перестроиться для общей работы на благо нации и
сформировать корпорации на основе солидарности. На деле все профсоюзы и ассоциации производителей
должны были попасть под контроль фашистской партии, самостоятельное профсоюзное
движение должно было исчезнуть. Резкий поворот в сторону господствующего класса
выразился и в заявлениях о признании важности католической церкви и о пиетете
по отношении к монархии. Большую роль в программных документах отводилась
воспитанию молодежи в духе служения нации и государству[9]. Все
эти не очень популярные цели смягчались требованиями, что частные и классовые
интересы должны быть строго подчинены национальным.
В
целом, программа партии представляла из себя набор из националистических,
синдикалистских и социалистических требований. Программа сочетала конъюнктурные
цели и откровенную демагогию. Требования не были подкреплены механизмами их
реализации. Вообще, отношение партии к программным документам было весьма
прагматичное, о чём недвусмысленно заявил сам Муссолини через год после
принятия первой программы: «Нас спрашивают какая у нас программа? Наша
программа проста: мы хотим управлять Италией. О программах говорят более, чем
следует. Италия нуждается не в программах оздоровления, а в людях и устремлениях.»[10] Но несмотря на «плавающий» характер
программных положений, партия строилась на орденских принципах. А они
заключались, во-первых, в идее воинственного и жертвенного патриотизма,
во-вторых, в жесточайшей дисциплине и, в-третьих, в четкой иерархии и
субординации. Все эти принципы постоянно подкреплялись действием. Участие в
террористических нападениях было небезопасным делом, в партии были жесткие
дисциплинарные взыскания, неподчинение иерархии было сродни предательству. При
вступлении в партию подписывали не просто заявление, а давали клятву: «Клянусь беспрекословно исполнять все приказания вождя и служить
делу фашистской революции всеми моими силами и, если нужно, моей кровью»[11]. Всё это позволяло умело
маневрировать в политической сфере, сохраняя структуру и наращивая её силовой
потенциал. Идеология партии была построена на мифе, который гораздо глубже и
сильнее скреплял организацию, чем любая программа. Условно, этот миф можно
разделить на три составные части:
1.
Исторический проект воссоздания «древнеримского величия» (взятый у
националистов Коррадини и сторонников Д’Аннуцио и расширенный за счёт других
исторических достижений страны)
2.
Фашизм как тоталитарный субъект
тотального государства, способный реализовать этот исторический проект.
3. Великий
вождь Муссолини как олицетворение и «мозг» исторического проекта, фашизма и
тотального государства, реализующего проект. [12].
Наряду
с клятвой, интегральным мифом, существовали еще и огромные массовые действа,
которые позволяли прочувствовать утраченное чувство коллективизма . Нацисткие
собрание, песни, марши, факельные шествия, яркие и короткие лозунги кричалки: -
накачивали энергетикой фашистские когорты и заражали ими возбужденные толпы.
Что опять же усиливало эффект внушения. Бесспорно, это была партия революционно
нового типа, которая находила опору в человеке не только на рациональном
уровне, но на уровне эмоциональном, а во многом и на подсознательном,
иррациональном.
Если абстрагироваться от конкретных проектов, то главной целью фашистов было и остается господство, с обоснованием принципиального неравенства и неединства рода человеческого. В этом его типологическая преемственность от Рима до настоящих дней (США). Настоящим антагонистом и врагом фашистов, как идеологическим, так историческим является коммунизм. Смертельная схватка между ними на подходе. Сегодня, к сожалению, последний не в самых лучших кондициях. Нам предстоит спешно восстанавливать его ядро уже в условиях войны.
[1] Р.Бурдерон.
Фашизм:Идеология и практика. Москва. Прогресс. 1983, с. 36
[2] Там же.
[3] Там же, с.37
[4] Там же.
[5] Р.Бурдерон.
Фашизм:Идеология и практика. Москва. Прогресс. 1983, с. 25.
[6] Там же с. 22
[7] Там же с. 23
[8] Там же, с.24
[9] Там же, с. 29
[10] Р.Бурдерон.
Фашизм:Идеология и практика. Москва. Прогресс. 1983, с. 37
[11] Устрялов Н. В.
«Итальянский фашизм», М.: 1994 с. 19.
[12] Юрий Бялый , Итальянский фашизм во власти. Политическое оформление и фашистская
практика. Часть II// Газета «Суть времени» №61 от 22 января 2014 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий