вторник, 7 января 2014 г.

Охота жить!

Охота жить!



            Я очень люблю читать Василия Макаровича Шукшина. Судьба сложилась так, что он мой земляк – уроженец Алтайского края, и живу я, кстати, на улице Шукшина. С детства приглянулись мне на полке 4 тома его сочинений.  Рассказы и повести его просты и одновременно глубоки. Кажется, что смотришь в душу Жизни, и в простых вещах и поступках понимаешь большое.

Сегодня я хочу рассказать о своих мыслях, которые навеяны мне недавно прочитанным рассказом «Охота жить!». Перед тем как дальше читать мою писанину, я настоятельно рекомендую  его прочесть или прослушать («Гоблин» очень хорошо читает).


Мне после прочтения, почудилось -  этот рассказ наша с вами современность, воплощенная в героях. Главная линия рассказа – это действие и разговор между двумя главными героями: бежавшим бандитом и стариком-охотником. Тут важно всё: и то, что дети и внуки старика и сам бандит «болеют» городом, и эта скука, «слякоть, мертвечина, глисты…», которая начала господствовать в обществе,  и что бандиту «охота жить» (можно добавить – красиво). И самое важное - почему так всё кончается… 
Итак, герои и параллели:

           Старик-охотник – как  наш народ, простой, доверчивый, жалостливый. Ему нравится больше молодой бандит, про которого он ничего не знает, чем знакомая, но опостылевшая власть в лице начальника милиции. Бродский когда то написал: «Вор мне милей, чем кровопийца», чтож, тут видно подход такой же. И результат. Ведь вор, очень часто и кровопийца тоже.

Беглец, бандит – это хозяин сегодняшней жизни. Особый вопрос – его генезис. Преступное сообщество всегда существовала и манила особой «романтикой». В периоды смуты, безвременья оно поглощало в себе большие «пассионарные» массы, будь то ватаги ушкуйников, разбойники - это у нас, из истории. За бугром: итальянская мафия, якудза и т.п. Почему в трудное время так происходит? Потому что в условиях потери смыслов, чести, идеологии – преступники всегда оказываются сильнее, сплоченней, решительней и безжалостней. Можно образно сказать, что у бандитов есть своя «честь» - презрение к Смерти и готовность перегрызть глотку  из-за «понятий». Поэтому они обладают властью Господина над рабом (по Кожеву). Ведь они  выше раба тем, что не боятся смерти. Значит  над рабом можно властвовать. Вчитайтесь в эти слова еще раз: «Эту бабу зовут — воля. Ты тоже не знаешь ее, отец, Ты — зверь, тебе здесь хорошо. Но ты не знаешь, как горят огни в большом городе. Они манят. Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой. Почему же они там, а я здесь? Понимаешь?...  Я должен быть там, потому что я никого не боюсь. Я не боюсь смерти. Значит, жизнь — моя. (Здесь и далее выделено мной)»

У воров-бандитов есть и своя нехитрая, но вполне себе фашисткая, "сильная" идеология. Суть её проста: есть воры – то есть люди, а есть фраеры – то есть нелюди, лохи, терпила. Логичен здесь и антихристианский пафос бандита: «Если бы я встретил где-нибудь этого вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил.
— За што?
— За што?,. За то, что сказки рассказывал, врал. Добрых людей нет! А он — добренький, терпеть учил. Паскуда! — Голос парня снова стал обретать недавнюю крепость и злость. Только веселости в голосе уже не было. — Кто добрый? Я? Ты?»  

Так как последние нелюди, то значит драть с них три шкуры, убивать, обманывать не возбраняется, а даже наоборот – справедливо. Так устроен мир. А  бандит – он как бы сверхчеловек,(вспоминается кличка авторитета из фильма «Дженерейшен Пи» - Ницшеанец, но даже он кумекал насчет национальной идеи, ведь  бабки – это на самом деле никакая не идея).  

Бандит асоциален, но его отрицание всех социальных норм и законов им как бы оправданно, ведь он находится (как он думает) выше их, а всё остальное для терпил, т.е. нас с вами. Он признает только одну власть – Силу и Волю. Вполне себе «белокурая бестия».
Есть у них и цель: «Красивая жизнь». И эта прорва, сожрет ради этой цели всё. И страну и нас с вами, а потом и друг друга. «Красиво мы, блин, пожили, красиво мы помрем…»

Какую судьбу выбираем мы? Противостоять этому или уготовить себе и детям судьбу стада баранов, которое зарежет один волк. Недавно с нами случилось подобное  - имя этому «Перестройка». Хотим ли еще? Если нет, то для этого надо иметь смысл, цель, честь и идею. Почему сегодня у нас в стране происходит то, что происходит? На это есть, как говорится три причины: первая - люди боятся, вторая - очень боятся, и третья - страшно боятся. А чего и кого? Неясно, потому, что нет всего того, что я перечислил выше. Но это уже не совсем так. Ищите, боритесь,  и … найдете.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий