среда, 15 января 2014 г.

Потенциал человека. Семь шагов за горизонт.


Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
Монтень

Помните, когда в детстве вас спрашивали, кем вы хотите стать, и вы, не задумывались: «А если у меня для этого дар или талант?». Вы просто уверенно говорили: «Хочу быть космонавтом!»,  «Хочу быть ученым!», «Хочу быть художником!», «Пожарником!» и т.д. Что случилось с вами потом? Может быть вы стали тем кем говорили, или кем решили быть позже и идете вперед без остановки? Тогда вам можно позавидовать, по-хорошему. А может быть с вами случилось так, как с большинством?  Вы вдруг решили или вам сказали, что вы не можете то или другое, что у вас нет способностей или таланта, что это невыгодно и т.п. Да вы и сами могли прийти к этим умозаключениям, не без помощи посторонних, конечно.

 Никто, обычно не помнит момента, когда они начали бояться неудачи и сами очертили для себя границы своего роста. Конечно, есть фактор среды:  Да, общество сейчас программируют так, что, по существу, оно  не требует от человека роста. Да, в воздухе разлит идеал не роста и труда, а известного слогана «Бери от жизни все», я его понимаю, как потребление без отдачи, попросту – халявы. Да, у вас могли быть плохие учителя, и не самые лучшие родители. И да, расти непросто, для этого надо работать и обычно за это никто не платит, за это надо платить – собой. Но среда не определяет нас полностью, потому что мы не животные и не автоматы. Мы люди.

Я всегда старался думать, что каждый человек сам себя ограничивает, но в какой-то момент и мне, при моих убеждениях,  гении, великие, и просто талантливые, стали казаться людьми с другой планеты. «Их так мало, я только читал о них в книгах» - думал я: «Наверняка, я не из них» (тогда я еще не знал, что такое труд и как рождаются таланты и гении).  Получалось, что сознательно или бессознательно я уже очерчивал себе горизонты. И только посмотрев, прекрасный советский документальный фильм Феликса Соболева, я обрёл почти утраченную веру, в то, что в каждом человеке живет «Моцарт», и именно рождение и реализация этого «Моцарта», Человека-творца, и есть сокровенная сущность каждого. Сущность, предназначение и счастье.




Я рекомендую каждому посмотреть этот фильм, где есть «обычные» (т.е. самопроизвольные)  проявления гения, и где показано, как обычный человек может приближаться к пределам своих возможностей, раскрепощая свой творческий потенциал.Например, читать стихи как Комиссаржевская, играть как Рахманинов, писать как Репин или Рафаэль. И это простые молодые люди, как мы с вами. Да, они знают, кто такие Репин, Рахманинов и Комиссаржевская, и знакомы с их работами. Да, они немножко учились играть, рисовать, выступать. Но это всего лишь студенты первых курсов. И пускай их погружают в гипноз, ведь они всё равно остаются теми же Петями, Сашами, Машами… Но что случается,  когда с них снимают ограничения и внушают веру в себя?  А случается то, что из обычных неуверенных в себе Саш и Маш, они могут перевоплощаться в гениев.

У кого-то может закрасться подозрение, что это не правда. Скептикам, просто советую сравнить сегодняшние «научно-популярные» фильмы и советские. Вы всё поймете, без лишних слов. Шарлатанам  в советской документалистике не было места. Рекомендую посмотреть и другие, по праву, названными шедеврами документального кино, фильмы Соболева, такие как «Я и другие», «Думают ли животные».

А что же я? Я воспрял духом. Меня так захватила эта тема, что я ознакомился с работой Райкова (того самого врача-гипнотизера из фильма)  «Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство», где он описывает свои психологические эксперименты и их результаты. Книга немного затянутая и в философском плане противоречивая – это неглавное. Главное - в ней есть доказательства:  в каждом человеке сидит и ждет своего часа Моцарт, Эдиссон, Ломоносов, Репин, а может и все сразу!  Важно и то, что результат в реальной жизни был неизменно творческая мобилизация и развитие.

Конечно,  гипноз не общеупотребительный способ мобилизации и пробуждение творческих способностей. Есть и другие педагогические и психологические методики. Но, главный и  общеупотребительный метод заключается в двух словах: «Делай! Ты можешь!». Верьте, но не ленитесь. Работайте, самоотверженно, ибо в жизни, талант, это не дар, а награда. Её нужно нужно заслужить. Как говорил великий театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский «Научить нельзя! Научится можно!».  Вот путь для каждого и для всех.
Возможность на этот путь должна быть у каждого.  Унижение для человека проживать всю свою жизнь, думая только о хлебе насущном (или о других совсем не насущных «насущностях»).  Нам нужно общество, которое всеми силами способствует, раскрепощает и пробуждает потенциал человека. На секунду, только представьте как рванет вперед Человечество, если творческая мобилизация затронет 10-20-30-100% населения Земли. И не надо думать, что некому будет «горшки обжигать». Их будут обжигать, но никогда это не станет горизонтом для человека. Да и нужны они будут не в таком качестве и количестве, как сейчас.

Это будущее, за которое стоит бороться. Как вы понимаете, никакого отношения к современному «рыночному» потребительско-капиталистическому обществу оно не имеет. Это коммунизм. Коммунизм –как  раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших творческих способностей.

 Не случайно, что этот документальный фильм был снят в СССР, в нашей стране, где впервые попробовали реализовывать этот принцип. Да, к сожалению, не до конца, поэтому, быть может, его сейчас и нет.  Но это не значит, что это путь был выбран неверно, это значит, что с него свернули, почему – вопрос особый. Эта неудача не должна остановит нас. Брать успешный опыт и разработки, анализировать негативный опыт, привносить новое,  и с обновленной целью (не только раскрепощение, но и пробуждение) идти вперед!

"Дерзайте! Вы талантливы! Ваши возможности безграничны." (Райков В.Л.)






P. S. Тем, кому захотелось дослушать эту чудесную мелодию, которую исполняла девушка, чисто случайно наткнулся на неё, когда писал этот пост. Бывают же совпадения))
Для вас: Фредерик Шопен Scherzo n°2 in Sibm Op 31, в потрясающем исполнении Артура Рубенштейна:




Комментариев нет:

Отправить комментарий