понедельник, 18 февраля 2013 г.

Заводной апельсин и фашистский «морализм»



Заводной апельсин и фашистский «морализм»




             Доброго времени суток, друзья! Сегодня, я хочу поделиться своими мыслями по поводу фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Начну, как всегда, издалека. Фильм я смотрел около 1,5 лет назад, а на размышления о нём меня натолкнули наши обсуждения на собрании и его ближайший просмотр на нашем киноклубе.  

Фильмы Кубрика - непростая вещь. Как все нетривиальные вещи, после просмотра/прочтения они некоторое время живут в голове, своей собственной тихой жизнью и до поры до времени никак себя не обнаруживают. Но с течением времени этот скелетик обрастает «мясом» жизненного опыта и знаний, и в какой-то момент, он обретают полнокровную жизнь и предстают перед тобой. Ты начинаешь видеть их, разговаривать с ними, понимать их. Такое было со мной не раз, и каждый раз это была  Встреча. Иногда приятная, а иногда и ужасная, но всегда значимая...


Творчество Стэнли далеко не однозначно, но в нём есть соль, которую бояться даже «записные» либералы. Не зря фильм был запрещен в Великобритании до 1999 года. Не мне судить насколько я эту соль уловил, и уловил ли, но все же, я хочу высказаться.

  Общество будущего (настоящего): В фильме очень реалистично описано то, к чему стремительно катится западное общество и куда силком тащат и нас. Полная отчужденность человека от своей сущности (сущности творца), человека от человека, пропаганда секса и насилия, бессмысленность и бессодержательность жизни, постмодернистское разрушение культуры, глумление над  гуманизмом и человеческой личностью. Неслучайно, особо показано  разрушение семьи, где даже кровные  связи матери и сына ничего не стоят. (Сразу видно ювенальные технологии поработали «хорошо»). В общем, метафизический и социальный ад под красивой вывеской общества потребления…

 Главный герой: Алекс - полностью аморальный тип, преступник и зверёныш, возросший на дрожжах данного общества. Он ненавидит этот мир, и мир, как кажется, на первый взгляд, отвечает ему взаимностью. В мутных безумных глазах его, иногда проблескивают искры не звериного происхождения. Случается это во время прослушивания 9-ой симфонии…  Очевидно, что он совершенно не понимает Бетховена, как не понимает Вагнера, например, американский офицер, жгущий вьетнамские села, под звуки «Полета Валькирий» в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». Но также очевидно, что это восхищение вызвано ничтожной, но все же человеческой составляющей героя.

Система: Опуская подробности сценария, поговорим, как мне кажется, о главном - о сути применения, так называемого «лечения» главного героя. В фильме, правительство позиционирует его как наигуманнейшее и моральное.  Оно заключается в том, что Алексу медикаментозно и физиологически, прививают, как собаке Павлова, условный рефлекс, заключающийся в страшных приступах тошноты при возбуждении агрессии, полового влечения, и как ни странно, прослушивании 9 симфонии. Затем его выпускают на свободу. Зверь в нём уничтожен, и его бывшие подельники и жертвы поочередно жестоко избивают его. Особо старается, оппозиционный писатель, который из жертвы и Человека превращается здесь в палача и лишается права на свою оппозицию.   Здесь и заключается особая изощренность этого нового фашизма.  Под видом любви к человеку он уничтожает его полностью, с использованием и дискредитацией «лучших» его представителей. Его – Человека, лишают не только человечности (главный герой уже расчеловечен общественной средой, но ведь и 9 симфония ему запрещена!), но и его глубинной природной составляющей. Да природное в человеке во многом опасно, но это его неотъемлемая часть, которая при должном ограничении и применении служит ему во благо. Она отвечает за основные инстинкты: сохранение жизни и размножение, за здоровую агрессивность в борьбе за выживание, сексуальность, ориентацию, мужественность и женственность, а также непосредственный контакт с живой природой (то, что позволяет чувствовать родство с Матерью-Землей) и многое другое. Но цель нового фашизма превратить основную массу человечества даже не в зверей, хотя это необходимый переходный этап. Зверем, управлять в массовом порядке сложно, а кроме того в нём присутствуют потенции человеческого. Новому миропорядку нужен человек-автомат, лишенный, и человеческого, и природного. Без души, без воли, без страсти. Тогда, и только тогда возможно безграничное и безраздельное господство маленькой кучки отбросов человечества над всем миром и действительное разделение единого рода человеческого. С концом гуманизма классического модерна, в этом заключается основная характеристика переживаемой нами эпохи постмодернистского расчеловечивания.   

Конец фильма. Он также наводит на определенные мысли. Для «стада» нужны не только пастухи (они же идейные фашисты), но и собаки. И в этом контексте понятно почему, после «излечения» от «лечения» главному герою предлагают высокооплачиваемый пост в правительстве, а его подельники еще в середине фильма уже полицейские. Выстраивается очень простая иерархическая пирамида, частично опробованная в нацисткой Германии: фашисты – зверьё - недочеловеки.

Параллели с современными тенденциями, очевидней с каждым днём. Из жизни вытравливают не только человеческое –, но и здоровое природное начало, всюду внедряется влечение к смерти,  гомосексуализм, уход в виртуал, а сфера социального замещается суррогатами…  Этот колокол звонит по нам…


2 комментария:

  1. Перепости на кинопоиск. Там очень много народу это смогу прочитать.

    ОтветитьУдалить
  2. Оставил как отзыв. Посмотрим, будут ли читать )

    ОтветитьУдалить